Вступительные испытания

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Специальность «ИСКУССТВО КОНЦЕРТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»

Экзамены:

Специальность (исполнение программы).

Сольфеджио и гармония.

Русский язык.

Литература.

Коллоквиум.

 

Специальность «МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (искусство оперного пения)»

Экзамены:

Специальность (исполнение программы).

Сольфеджио и элементарная теория музыки.

Русский язык.

Литература.

Коллоквиум

 

Специальность «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА»

Экзамены:

Специальность (содержание испытаний)

Сольфеджио и гармония.

Русский язык.

Литература.

Коллоквиум

 

ФАКУЛЬТЕТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

Специальности «Живопись», «Графика», «Дизайн»

Экзамены:

  1. Специальность: рисунок, живопись, композиция.
  2. Русский язык.
  3. Литература.
  4. Коллоквиум.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

ПРИЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

ИСКУССТВО КОНЦЕРТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

  1. Специальность

(исполнение программы)

Поступающий должен исполнить подготовленную программу, по степени трудности соответствующую выпускной программе музыкального училища или средней специальной  музыкальной школы:

Фортепиано

1.Полифоническое произведение (например, из циклов: И.С.Бах. Хорошо темперированный клавир – любая прелюдия и фуга; Д.Д.Шостакович. 24 прелюдии и фуги – любая прелюдия и фуга).

2.Первая или вторая  и третья части классической сонаты или концерта.

3.Одно произведение крупной формы (например: баллада Ф.Шопена, рапсодия Ф. Листа и др.).

4.Два виртуозных произведения, одно из которых – этюд.

 

Флейта

1.Один этюд по нотам из трех подготовленных (например: Э.Кёллер. Этюды ор. 33 /2 и 3 тетр./, Н.Платонов. 24 этюда; Ю.Ягудин. 24 этюда; Ю.Должиков (сост.). Избранные этюды).

2.Первая или вторая и третья части концерта  (например: В.Моцарт. Концерты №1 или №2; концерты Л.Гофмана, Б.Ромберга и др.), или две части сонаты (например: И.С.Бах. Сонаты №№ 4, 5; Ф.Пуленк. Соната /вторая и третья части/ и др.).

3.Концертная пьеса (например: Г.Форе. Фантазия; Жорж Ю. Фантазия; Л.Ганн. Анданте и Скерцо и др.).

4.Все виды гамм и арпеджио (трезвучия, Д7 в мажоре, трезвучия и ум. У117 в миноре) в умеренном темпе в тональностях до 4-х знаков включительно.

 

Кларнет

1.Один этюд из трех подготовленных (например, из сборников: К.Верман. Этюды /4 тетрадь/; Л.Штарк. 410 этюдов; С. Розанов. Школа игры на кларнете.)

2.Одну или две части сонаты или концерта, или пьесу в сопровождении фортепиано (например: К.Вебер. Вариации, Концертино; В.Василенко. Восточный танец; И.С.Бах. Адажио; П.Чайковский. Песня без слов, Романс).

3.Все виды гамм и арпеджио (трезвучия, Д7 в мажоре, трезвучия и ум. У117 в миноре) в умеренном темпе в тональностях до 3-х знаков включительно.

 

Труба

1.Один этюд из трех подготовленных (например, из сборников: Ж.Арбан. Этюды; С.Баласанян. Избранные этюды; М.Брандт. Оркестровые этюды).

2.Первую или вторую и третью части сонаты или концерта, или две пьесы различного характера (например: концерты Й.Гайдна, Г.Генделя, А.Арутюняна, В.Щелокова; А.Гедике. Концертный этюд; А.Арутюнян. Скерцо; Н.Раков. Рондо, Вокализ).

3.Все виды гамм и арпеджио (трезвучия, Д7 в мажоре, трезвучия и ум. У117 в миноре) в умеренном темпе в тональностях до 3-х знаков включительно.

 

Саксофон

1.Один этюд из трех подготовленных (например, из сборников:

Г.Клозе. 25 этюдов; М.Мюль. 25 этюдов; К.Лакур. Этюды).

2.Первую или вторую и третью части сонаты или концерта, или две пьесы различного характера (например: А. Глазунов. Концерт; Г.Фрид. Соната.).

3.Все виды гамм и арпеджио (трезвучия, Д7 в мажоре, трезвучия и ум. У117 в миноре) в умеренном темпе в тональностях до 3-х знаков включительно.

 

Тромбон

1.Один этюд из трех подготовленных (например, из сборников: В.Блажевич. Этюды; Е.Рейхе. Этюды).

2.Первую или вторую и третью части сонаты или концерта, или две пьесы различного характера средней сложности.

3.Все виды гамм и арпеджио (трезвучия, Д7 в мажоре, трезвучия и ум. У117 в миноре) в умеренном темпе в тональностях до трех знаков включительно.

 

Баян (аккордеон)

1.Полифоническое произведение (например, И.С. Бах Хорошо темперированный клавир – любая прелюдия и     фуга; И.С. Бах Инвенции. Симфонии – одно из произведений).

2.Крупная форма (части концерта, сонаты, сюиты, вариации).

3.Два разнохарактерных произведения (миниатюры, обработки народных песен и т.д.).

4.Все виды гамм и арпеджио в умеренном темпе.

 

Домра, балалайка

1.Крупная форма (части концерта, сонаты, сюиты, вариации).

2.Произведение кантиленного характера.

3.Виртуозная пьеса.

4.Все виды гамм и арпеджио в умеренном темпе.

 

Гитара

Произведение полифоническое или с элементами полифонии (например: И.С.Бах. Анданте из сонаты №2 для скрипки-соло /переложение А. Сеговии/; Мигуэль де Фуэнльяна. Фантазия);

Произведение крупной формы — части концерта, сонаты, сюиты, вариации; (например: Г. Перселл. Сюита N 2 соль-минор; М.Джулиани. Героическая соната ля-мажор. Ор. 150).

Произведение кантиленного характера и виртуозная пьеса (например: А.Иванов-Крамской. Порыв, Вальс ми-минор; Э.Вила Лобос. Прелюдия

№3; Х.Малатс. Испанская серенада).

 

Скрипка

  1. И.С.Бах – две части из сонат или партит для скрипки соло (одна-медленная, другая – подвижная).
    2. Произведение крупной формы значительной сложности (исключая авторов эпохи барокко): концерты Ф.Мендельсона, К.Сен-Санса, А.Вьетана, Н.Паганини, П.Чайковского, А.Глазунова, С.Прокофьева, А.Хачатуряна и др. (в многочастных циклах исполняется 1-я или 2-я и 3-я части), либо равное по значению произведение – например: Э. Лало. Испанская симфония.
    3.Произведение малой формы виртуозного характера.
    4.Один этюд значительной сложности (Ф.Крейцера, П.Роде, П.Гавинье, Я.Донта ор.35, Г.Венявского, Н.Паганини, К.Мостраса и др.).
    5. Гамму трех-или четырехоктавную, двойными нотами в терцию, сексту, октаву (двумя видами аппликатуры), дециму; 8 видов арпеджио.

 

Виолончель

1.Два этюда (один – на технику правой руки, другой – на технику левой);
2.И.С.Бах – две части из сюит для виолончели соло.
3.Одно произведение малой формы.
4. 1-ю или 2-ю и 3-ю части концерта или сонату (П.Локателли, Д.Валентини, Ф.Шуберта, Л.Боккерини, Ф.Франкера, К.Тессарини).
5. Все виды гамм, арпеджио (гаммы четырехоктавные, двойными нотами: в терцию, сексту, октаву; трезвучия и их обращения, доминантсептаккорд с обращениями, уменьшенный септаккорд).

 

Альт

И.С.Бах – две части из сюиты для виолончели соло или две части из партит или сонат для скрипки в переложении для альта. Вместо указанных сочинений могут быть исполнены две части одной из трех сюит М.Регера.
2. Произведение крупной формы (1-я или 2-я  и 3-я части; например, концерты Ф.Хофмейстера, Я.Вангала, К.Стамица, Г.Генделя, П.Хиндемита, Б.Бартока).
3.Произведение малой формы.
4. Один этюд (Кампаньоли, И.Палашко /ор.36 и соч.37),  Ф.Хофмейстера, М.Териана);
5. Трехоктавную гамму, 8 видов арпеджио, двойные ноты: терции, сексты, октавы.

 

Контрабас

  1. Двух- и трехоктавные гаммы (в том числе и хроматические), арпеджио с обращениями
    2.Два разнохарактерных этюда.
    3. 1-ю или 2-ю и 3-ю части концерта или сонаты (концерты Э.Шторха, Ф.Семандля, В.Пихля, В.Штейна; сонаты Б.Марчелло, А.Ариости, А.Корелли).
    4. Одно произведение малой формы.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
ПРИЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО
Артист драматического театра и кино
1.Специальность

(лица с ограниченными возможностями слуха)
Поступающий должен:
1.прочитать на жестовом языке стихотворение, басню, отрывок из прозаического произведения;
2.исполнить песню на жестовом языке, небольшой танцевальный или пластический номер;
3.исполнить предложенный комиссией импровизационный этюд на действие в заданных обстоятельствах.

(лица без ограничений возможностей здоровья)

Поступающий должен:
1.прочитать по своему выбору не менее двух стихотворений, двух разнохарактерных отрывков из прозаических произведений, двух басен;
2.исполнить предложенный комиссией импровизационный этюд на действие в заданных обстоятельствах.

Артист эстрады (художественное слово)
1.Специальность
Поступающий должен прочитать по своему выбору не менее
1.двух стихотворений,
2.двух разнохарактерных отрывков из прозаических про¬изведений,
3.двух басен.
РУССКИЙ ЯЗЫК
для всех специальностей(направлений)
Содержание экзамена – в объеме программы средней школы.
Форма проведения экзаменов для абитуриентов
— с ограничениями по здоровью:
– изложение или лингвистический анализ текста (по выбору абитуриента);
— без ограничений по здоровью:
– ответ по билету.
Устный экзамен проверяет уровень лингвистической компетентности поступающего. Абитуриенты должны продемонстрировать знания различных разделов науки о языке, умения обоснованно, полно, кратко и четко строить текст ответа.
Первый вопрос билета – теоретический, проверяет знания абитуриентов по всем разделам курса.
Второй вопрос билета – практический. Отвечая на второй вопрос, абитуриент должен продемонстрировать навыки лингвистического анализа текста.
Этот вопрос предполагает выявить умение абитуриентов выразительно читать текст, определять в нем фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические особенности, продемонстрировать знания орфографических и пунктуационных правил.
Примерный билет устного экзамена по русскому языку
1.Именные части речи, их общие и отличительные признаки.
2.Анализ текста
В м…нуту ж…зни трудную
Т…снится в сер…це грусть
Одну м…итву ч…дную
Тв…ржу я (на)изусть.

Есть сила бл…годатная
В созвуч…е слов ж…вых,
И дыш…т (не)понятная
Св…тая прелесть в них.

С душ… как бремя скатится,
Сомненье д…леко –
И верит(?)ся, и плачет(?)ся,
И так легко легко.
М. Лермонтов
Вопросы по тексту
1.Определение темы, главной мысли текста.
2.Языковой анализ текста (фонетический, словообразовательный или морфологический и т.п.)
3.Объяснить правописание слов с пропущенными орфограммами.
Письменный экзамен по русскому языку проводится в форме изложения продиктованного текста.
РУССКИЙ ЯЗЫК
для всех специальностей(направлений) для иностранцев
Вступительное испытание проводится по билетам. Абитуриенту предлагается текст, который он должен прочитать, пересказать, определить тему текста и объяснить значение выделенных слов.
Например:
Отец и сын.
Самолет, летевший из Каира, приземлился на пустынном берегу Красного моря. Вокруг были только пустыня и море – больше ничего. Из самолета вышел Бэн со своим сыном Дэви. Бэн жил в Каире, он был опытным летчиком, но не мог найти работу и должен был как-то зарабатывать на жизнь. Он стал снимать фильмы о рыбах. Чтобы получить большие деньги, Бэн решил снять фильм об акулах. Для этого он и прилетел сюда.
Он часто брал в полет своего сына и немного научил его управлять самолетом, хотя Дэви было всего десять лет. И в этот раз он взял его с собой.
Бэн, собираясь спуститься под воду, приготовил кинокамеру, надел маску и акваланг. Когда Дэви, помогавший отцу, понял, что сейчас останется один на этом пустынном берегу, он спросил:
— Скажи, отец, сюда приходят люди?
— Нет, мы здесь одни, — ответил отец. – Сюда можно прилететь только на самолете.
Увидев, что сын боится, Бэн успокоил его:
— Не бойся, я вернусь минут через двадцать.
Бэн, державший в одной руке кинокамеру, а в другой кусок мяса, стал спускаться под воду. Мясо было нужно Бэну, чтобы привлечь акул, которых здесь было огромное количество.
Он знал, что плавать среди этих страшных рыб было очень опасно. Но он плыл и думал, что сможет заработать много денег. Бэну не пришлось ждать долго. Скоро собралось много акул, и Бэн увлекся съемками.
Он не заметил, что одна из акул подплыла к нему. Он увидел ее только в тот момент, когда она поплыла прямо на него. Но было уже поздно. Защищаясь кинокамерой, Бэн начал подниматься на поверхность. Но акула не хотела оставлять свою жертву и быстро поплыла за ним.
Вдруг он почувствовал резкую боль в руке и ноге. Собрав все свои силы, он выплыл на берег. Увидев отца в кров, Дэви бросился к нему. Бэн потерял сознание. Мальчик понял, что под водой случилась беда и с ужасом смотрел на отца, не зная, как ему помочь.
Когда Бэн пришел в себя, он увидел испуганное лицо сына. Бэн понимал, что он не сможет вести самолет, а здесь их никто не найдет. Значит, спасение обоих зависит от десятилетнего мальчика.
— Дэви, — с трудом заговорил Бэн, — ты должен помочь мне сесть в самолет.
Дэви было очень трудно выполнить просьбу отца, но он очень хотел помочь ему. От боли и слабости Бэн часто терял сознание. Наконец отец и сын были в самолете. Бэн открыл глаза и, стараясь говорить спокойно, чтобы не испугать мальчика, сказал:
— Слушай, Дэви, я не могу управлять самолетом, я тяжело ранен. Это должен сделать ты. Я буду помогать тебе.
И он начал говорить мальчику, что надо делать. Мотор заработал, и самолет поднялся. Полет, продолжавшийся несколько часов, показался Дэви бесконечно долгим. Хотя Дэви боялся, он выполнял все, что ему говорил отец.
Вдали показался Каир. Самое трудное было впереди. Дэви сомневался, сможет ли он посадить самолет. Он знал, что это трудно даже опытному летчику. Когда самолет подлетал к аэродрому, Бэн опять потерял сознание. А Дэви нужны были советы отца. И он летал над аэродромом. А люди смотрели с земли на самолет, который все летал над ними, не понимали, что случилось.
Наконец Бэн открыл глаза. Ему было очень плохо.
— Где мы? – с трудом спросил он.
— Мы прилетели, отец, — сказал Дэви, — но я не знаю, как посадить самолет.
Отец видел страх в глазах мальчика. Надо было его успокоить.
— Наш самолет приземлится благополучно, если ты будешь делать все спокойною. Слушай меня.
Сердце Бэна сильно билось. Он понимал, как трудно сейчас мальчику. Но вот Бэн почувствовал, что самолет бежит по взлетной полосе, а потом наступила удивительная тишина.
Бэн подумал «Мы спасены!» — и опять потерял сознание.
(Дж. Олдридж. Последний дюйм. Адаптированный текст.
См.: Губиева И. Г. 50 русских текстов: Книга для чтения на русском языке
для иностранцев. М.: Русский язык. Курсы, 2010. — с.60-63).

ЛИТЕРАТУРА
для всех специальностей (направлений)
Содержание экзамена — в объеме программы средней школы.
Форма проведения экзаменов для абитуриентов
— с ограничениями по здоровью:
сочинение или ответ по билету (по выбору абитуриента);
— без ограничений по здоровью:
сочинение.
Сочинение по произведениям русской литературы, изученным в старших классах основной общеобразовательной школы.
Из литературы первой половины Х1Х века:
1.Грибоедов А.С. «Горе от ума»
2.Пушкин А.С. Стихотворения
3.Пушкин А.С. «Капитанская дочка»
4.Пушкин А.С. «Евгений Онегин»
5.Лермонтов М.Ю. Стихотворения
6.Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»
7.Гоголь Н.В. «Ревизор»
8.Гоголь Н.В. «Мертвые души»
Из литературы второй половины Х1Х в.
9.Островский А.Н. «Гроза»
10.Тургенев И.С. «Отцы и дети»
11.Некрасов Н.А. Стихотворения
12.Некрасов Н.А. «Кому на Руси жить хорошо»
13.Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки «Премудрый пескарь», «Дикий помещик»
14.Толстой Л.Н. «Война и мир»
15.Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
16.Чехов А.П. Рассказы «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре»
17.Чехов А.П. «Вишневый сад»
Из литературы первой половины ХХ в.
18.Горький М. «На дне»
19.Блок А.А. Стихотворения
20.Блок А.А. «Двенадцать»
21.Маяковский В.В. Стихотворения
22.Маяковский В.В. «Облако в штанах»
23.Есенин С.А. Стихотворения
24.Цветаева М.И. Стихотворения
25.Ахматова А.А. Стихотворения
26.Ахматова А.А. «Реквием»
27.Шолохов М.А. «Тихий Дон»
28.Шолохов М.А. «Судьба человека»
29.Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
30.Солженицын «Матрешкин двор», «Один день Ивана Денисовича»
Из литературы второй половины ХХ в.
31.Абрамов Ф.А., Айтматов Ч.Т., Астафьев В. П., Белов В. И., Битов А.Г., Быков В.В., Гроссман В.С., Довлатов С.Д., Кондратьев В.Л., Некрасов В.П., Носов Е.И., Распутин В.Г., Тендряков В.Ф., Трифонов Ю.В., Шукшин В.М. (произведения не менее трех авторов по выбору).
Поэзия второй половины ХХ века.
32.Ахмадулина Б.А., Бродский И.А., Вознесенский А.А., Высоцкий В.С., Евтушенко Е.А., Заболоцкий Н.А., Окуджава Б.Ш., Рубцов Н.М., Соколов В.Н. (стихотворения не менее трех авторов по выбору)
Драматургия второй половины ХХ века.
33.Арбузов А.Н., Вампилов А.В., Володин А.М., Розов В.С., Рощин М.М. (произведение одного автора по выбору)
Примерный билет по литературе.
1.Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина (по пьесе Грибоедова «Горе от ума»).
2.Мой любимый поэт ХХ века.
Примечание: стихотворения – по выбору абитуриента.
Предельно допустимое время для проведения экзамена у лиц без ограничений по здоровью – 3 часа, у лиц с ограниченными возможностями – 4,5 часа.
ФАКУЛЬТЕТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

                                                                         ПРИЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

К вступительным экзаменам по специальности абитуриенты допускаются после предварительного просмотра их учебных и самостоятельных работ по рисунку, живописи, композиции. Приемные экзамены по специальностям «Живопись», «Графика» проводятся одновременно.

ЖИВОПИСЬ. ГРАФИКА

  1. Специальность
  2. Рисунок: — голова натурщика. Время — 12 часов (два дня по 6 академических часов);
  3. Живопись: — этюд головы натурщика. Время — 18 часов (3 дня по 6 академических часов), материал по выбору абитуриента (масло, темпера, гуашь, акварель).
  4. Композиция: — эскиз композиции в цвете на заданную тему (6 часов);

— эскиз композиции в цвете на свободную тему (6 часов).

Материал по выбору абитуриента (масло, темпера, гуашь, акварель).

ДИЗАЙН

  1. Специальность
  2. Рисунок: Этюд головы натурщика. Время — 12 часов (2 дня по 6 академических часов);
  3. Живопись: Натюрморт. Время — 18 часов (3 дня по 6 академических часов). Материал — темпера, гуашь, масло, акварель (по выбору абитуриента).
  4. Композиция: Эскиз художественного решения архитектурной среды  на заданную тему. Время — 6 академических часов (один день);

Эскиз художественного решения архитектурной среды с фигурой человека в цвете на свободную тему. Время — 6 академических часов (один день).

Материал — бумага, тушь, темпера, гуашь, акварель (по выбору абитуриента).

Все экзаменационные работы по всем специальностям выполняются на бумаге, картоне или холсте размером 40х60 см.

Примечание: Институт предоставляет абитуриентам на экзаменах только бумагу. Остальные материалы поступающие приносят с собой.

РУССКИЙ ЯЗЫК

(для всех специальностей)

Содержание экзамена – в объеме  программы     средней школы.

Форма проведения  экзаменов для абитуриентов

— с ограничениями по здоровью:

– изложение или лингвистический анализ текста (по выбору    абитуриента);

— без ограничений по здоровью:

– ответ по билету.

Устный экзамен проверяет уровень лингвистической компетентности поступающего. Абитуриенты должны продемонстрировать знания различных разделов науки о языке, умения обоснованно, полно, кратко и четко строить текст ответа.

Первый вопрос билета – теоретический, проверяет знания абитуриентов по всем разделам курса.

Второй вопрос билета – практический. Отвечая на второй вопрос, абитуриент должен продемонстрировать навыки лингвистического анализа  текста.

Этот вопрос предполагает выявить умение абитуриентов выразительно читать текст, определять в нем фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические особенности, продемонстрировать знания орфографических и пунктуационных правил.

Примерный билет устного экзамена по русскому языку

Именные части речи, их общие и отличительные признаки.

Анализ текста

В м…нуту ж…зни трудную

Т…снится в сер…це грусть

Одну м…итву ч…дную

Тв…ржу я (на)изусть.

Есть сила бл…годатная

В созвуч…е слов ж…вых,

И дыш…т (не)понятная

Св…тая прелесть в них.

С душ… как бремя скатится,

Сомненье д…леко –

И верит(?)ся, и плачет(?)ся,

И так легко легко.

М. Лермонтов

Вопросы по тексту

Определение темы, главной мысли текста.

Языковой анализ текста (фонетический, словообразовательный или морфологический и т.п.)

Объяснить правописание слов с пропущенными орфограммами.

Письменный экзамен по русскому языку проводится в форме изложения продиктованного текста.

РУССКИЙ ЯЗЫК

(для всех специальностей  для иностранцев)

Экзамен проводится по билетам. Абитуриенту предлагается текст, который он должен прочитать, пересказать, определить тему текста и объяснить значение выделенных слов.

Например:

Отец и сын.

Самолет, летевший из Каира, приземлился на пустынном берегу Красного моря. Вокруг были только пустыня и море – больше ничего. Из самолета вышел Бэн со своим сыном Дэви. Бэн жил в Каире, он был опытным летчиком, но не мог найти работу и должен был как-то зарабатывать на жизнь. Он стал снимать фильмы о рыбах. Чтобы получить большие деньги, Бэн решил снять фильм об акулах. Для этого он и прилетел сюда.

Он часто брал в полет своего сына и немного научил его управлять самолетом, хотя Дэви было всего десять лет. И в этот раз он взял его с собой.

Бэн, собираясь спуститься под воду, приготовил кинокамеру, надел маску и акваланг. Когда Дэви, помогавший отцу, понял, что сейчас останется один на этом пустынном берегу, он спросил:

— Скажи, отец, сюда приходят люди?

— Нет, мы здесь одни, — ответил отец. – Сюда можно прилететь только на самолете.

Увидев, что сын боится, Бэн успокоил его:

— Не бойся, я вернусь минут через двадцать.

Бэн, державший в одной руке кинокамеру, а в другой кусок мяса, стал спускаться под воду. Мясо было нужно Бэну, чтобы привлечь акул, которых здесь было огромное количество.

Он знал, что плавать среди этих страшных рыб было очень опасно. Но он плыл и думал, что сможет заработать много денег. Бэну не пришлось ждать долго. Скоро собралось много акул, и Бэн увлекся съемками.

Он не заметил, что одна из акул подплыла к нему. Он увидел ее только в тот момент, когда она поплыла прямо на него. Но было уже поздно. Защищаясь кинокамерой, Бэн начал подниматься на поверхность. Но акула не хотела оставлять свою жертву и быстро поплыла за ним.

Вдруг он почувствовал резкую боль в руке и ноге. Собрав все свои силы, он выплыл на берег. Увидев отца в кров, Дэви бросился к нему. Бэн потерял сознание. Мальчик понял, что под водой случилась беда и с ужасом смотрел на отца, не зная, как ему помочь.

Когда Бэн пришел в себя, он увидел испуганное лицо сына. Бэн понимал, что он не сможет вести самолет, а здесь их никто не найдет. Значит, спасение обоих зависит от десятилетнего мальчика.

—  Дэви, — с трудом заговорил Бэн, — ты должен помочь мне сесть в самолет.

Дэви было очень трудно выполнить просьбу отца, но он очень хотел помочь ему. От боли и слабости Бэн часто терял сознание. Наконец отец и сын были в самолете. Бэн открыл глаза и, стараясь говорить спокойно, чтобы не испугать мальчика, сказал:

— Слушай, Дэви, я не могу управлять самолетом, я тяжело ранен. Это должен сделать ты. Я буду помогать тебе.

И он начал говорить мальчику, что надо делать. Мотор заработал, и самолет поднялся. Полет, продолжавшийся несколько часов, показался Дэви бесконечно долгим. Хотя Дэви боялся, он выполнял все, что ему говорил отец.

Вдали показался Каир. Самое трудное было впереди. Дэви сомневался, сможет ли он посадить самолет. Он знал, что это трудно даже опытному летчику. Когда самолет подлетал к аэродрому, Бэн опять потерял сознание. А Дэви нужны были советы отца. И он летал над аэродромом. А люди смотрели с земли на самолет, который все летал над ними, не понимали, что случилось.

Наконец Бэн открыл глаза. Ему было очень плохо.

— Где мы? – с трудом спросил он.

— Мы прилетели, отец, — сказал Дэви, — но я не знаю, как посадить самолет.

Отец видел страх в глазах мальчика. Надо было его успокоить.

— Наш самолет приземлится благополучно, если ты будешь делать все спокойною. Слушай меня.

Сердце Бэна сильно билось. Он понимал, как трудно сейчас мальчику. Но вот Бэн почувствовал, что самолет бежит по взлетной полосе, а потом наступила удивительная тишина.

Бэн подумал «Мы спасены!» — и опять потерял сознание.

(Дж. Олдридж. Последний дюйм. Адаптированный текст.

См.: Губиева И. Г. 50 русских текстов: Книга для чтения на русском языке

для иностранцев. М.: Русский язык. Курсы, 2010. — с.60-63).

ЛИТЕРАТУРА

(для всех специальностей)

 

Содержание экзамена — в объеме  программы      средней школы.

Форма проведения  экзаменов для абитуриентов

— с ограничениями по здоровью:

сочинение или ответ по билету    (по выбору абитуриента);

— без ограничений по здоровью:

сочинение.

Сочинение по произведениям русской литературы, изученным в старших  классах основной общеобразовательной школы.

Из литературы первой половины Х1Х века:

Грибоедов А.С. «Горе от ума»

Пушкин А.С. Стихотворения

Пушкин А.С. «Капитанская дочка»

Пушкин А.С. «Евгений Онегин»

Лермонтов М.Ю. Стихотворения

Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»

Гоголь Н.В. «Ревизор»

Гоголь Н.В. «Мертвые души»

Из литературы второй половины Х1Х в.

Островский А.Н. «Гроза»

Тургенев И.С. «Отцы и дети»

Некрасов Н.А. Стихотворения

Некрасов Н.А. «Кому на Руси жить хорошо»

Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки «Премудрый пескарь», «Дикий помещик»

Толстой Л.Н. «Война и мир»

Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»

Чехов А.П.  Рассказы «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре»

Чехов А.П. «Вишневый сад»

Из литературы первой половины ХХ в.

Горький М. «На дне»

Блок А.А. Стихотворения

Блок А.А. «Двенадцать»

Маяковский В.В. Стихотворения

Маяковский В.В. «Облако в штанах»

Есенин С.А. Стихотворения

Цветаева М.И. Стихотворения

Ахматова А.А. Стихотворения

Ахматова А.А. «Реквием»

Шолохов М.А. «Тихий Дон»

Шолохов М.А. «Судьба человека»

Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»

Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»

Из литературы второй половины ХХ в.

Абрамов Ф.А., Айтматов Ч.Т., Астафьев В. П.,  Белов В. И., Битов А.Г., Быков В.В., Гроссман В.С., Довлатов С.Д., Кондратьев В.Л., Некрасов В.П., Носов Е.И., Распутин В.Г., Тендряков В.Ф., Трифонов Ю.В., Шукшин В.М. (произведения не менее трех авторов по выбору).

Поэзия второй половины ХХ века.

Ахмадулина Б.А., Бродский И.А., Вознесенский А.А., Высоцкий В.С., Евтушенко Е.А., Заболоцкий Н.А., Окуджава Б.Ш., Рубцов Н.М., Соколов В.Н. (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Драматургия второй половины ХХ века.

Арбузов А.Н., Вампилов А.В., Володин А.М., Розов В.С., Рощин М.М. (произведение одного автора по выбору)

Примерный билет по литературе.

Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина (по пьесе Грибоедова «Горе от ума»).

Мой любимый поэт ХХ века.

Примечание: стихотворения – по выбору абитуриента.

Предельно допустимое время для проведения экзамена у лиц без ограничений по здоровью – 3 часа, у лиц с ограниченными возможностями – 4,5 часа.

КОЛЛОКВИУМ

(для всех специальностей)

В процессе коллоквиума абитуриенту могут быть предложены вопросы, выявляющие общую эрудицию поступающего, его творческие интересы.

Абитуриенты, получившие неудовлетворительную оценку на одном из экзаменов, к дальнейшим экзаменам не допускаются.

В качестве результатов вступительных экзаменов вуз имеет право засчитывать результаты вступительных испытаний данного календарного года в другой государственный вуз.

Иностранные граждане, поступающие на первый курс для получения образования за счет средств соответствующего бюджета, участвуют в приемных испытаниях, указанных в настоящих правилах приема, на общем основании.

Иностранные граждане, поступающие на места по договорам с оплатой стоимости обучения, проходят вступительные испытания по специальным дисциплинам и по русскому языку.

Прием на второй и последующие курсы, в том числе в порядке перевода, проводится на основании результатов аттестационных испытаний, проводимых в виде прослушиваний (на музыкальный факультет) и просмотра работ (на факультете изобразительных искусств). Поступающий должен продемонстрировать умения, соответствующие требованиям по специальности к студентам соответствующего курса.

Лица, поступающие в ГСИИ для получения второго высшего образования и имеющие первое высшее образование содержательно связанное со вторым (например, вокалист с высшим образованием поступает в вуз для получения второго высшего образования как исполнитель-инструменталист; художник-живописец поступает в институт, чтобы стать дизайнером) сдают только экзамены по специальности, проходят коллоквиум. Если же второе высшее образование не связано с профилем первого высшего образования, то вступительные испытания сдаются абитуриентом в полном объеме в соответствии с настоящими требованиями.

Уважаемые абитуриенты!

Пожалуйста, помните: Государственный специализированный институт искусств готовит будущих деятелей профессионального искусства. Составляющие успеха для поступления в ГСИИ и обучения в нем — способность к творческому труду, знания, воля и самостоятельность. Профессионализм в искусстве — это высочайшая вершина, подняться на которую дано немногим. ГСИИ предоставляет всем своим студентам широчайший спектр возможностей на пути к Профессионализму и, в первую очередь, тем, для кого обучение в обычном ВУЗе, не имеющем специализированной учебной базы, затруднено. Вы будете учиться в столице у лучших педагогов нашей страны. Учеба в ГСИИ потребует от Вас большой отдачи, серьезного напряжения сил, собранности и волевых качеств.

Надеемся, что Вы сумеете подготовиться к экзаменам, успешно сдать их и станете студентом Государственного специализированного институт искусств.

Желаем Вам успехов!